Молитовский мост Нижнего Новгорода. Что мы о нём знаем
13.07.2022 2574
![Молитовский мост Нижнего Новгорода. Что мы о нём знаем Молитовский мост Нижнего Новгорода. Что мы о нём знаем - изображение](files/articles/img/01-50/46.jpg)
Молитовский мост – второй введённый в эксплуатацию постоянный мост через реку «Ока» в Нижнем Новгороде. По своему месторасположению долгие годы являлся вторым от Стрелки, места слияния двух могучих рек Оки и Волги, пока не построили метромост. Получил своё название в честь одноимённой деревни «Молитовка», которая располагалась в нижней части города в том самом месте, где сейчас начинается мост.
Осознание необходимости ещё одного постоянного моста через Оку возникла вскоре после возведения первого такового, то есть Канавинского моста в 1933 году. Буквально спустя три года «Союзстальмост» предложил тогдашнему секретарю Горьковского крайкома Э.К. Прамнэку проекты строительства ещё одного моста через данную реку. Именно проекты. Дело в том, что было предложено аж шесть различных эскизных проектов. Да, да. Даже в то время не всегда строилось всё одинаковое и по каким-то сухим чертежам без какого-либо дизайна.
Кстати говоря, один из вариантов подразумевал подвесной двухуровневый мост, по первому этажу которого должны были ходить трамваи, а по второму ездить автомобили. Ещё один из вариантов был весьма, можно даже сказать, пафосным, с выделенными полосами для трамваев и двумя полосами в каждую сторону для автомобилей. По центру предполагались навесы.
К сожалению, на тот момент город Горький не мог позволить себе строительство ещё одного столь серьёзного проекта. Да, даже в те годы командная экономика «считала деньги». Ресурсы не были безграничными даже в те светлые времена. Особенно учитывая тот факт, что буквально только что в эксплуатацию были введены два новых и весьма немаленьких моста – это всё тот же «Канавинский» через Оку и так называемый «Борский» через Волгу. Они строились и сдавались практически одновременно. В результате всего этого идея строительства «Молитовского» моста была отложена до лучших времён.
Как бы это не показалось странным, но к идее строительства вернулись только через 25 лет. К идее вернулись, а к тем старым эскизам уже нет. Дело в том, что за эти годы наука, инженерная мысль, материалы для строительства и прочие соображения и возможности Советского Союза существенно изменились.
Строительство началось только в 1962 году. Работы проводила компания «Мостотрест». Сама стройка, как это часто бывало в то время, была поистине «народной», на неё приглашались комсомольцы со всего Союза. И вы не поверите, желающие были. Но вот проблема со специалистами всё же была. Об этом, конечно, не принято было говорить в то время, но это факт. Пожалуй, единственным упоминанием об этом была заметка в газете «Ленинская смена», которая вышла в конце 1964 года.
![Строительство Молитовского моста](files/articles/img/01-50/46-01.jpg)
Строительство Молитовского моста, 1963 год
Но, так или иначе, а в 1965 году мост был построен. Движение по нему было запущено 5 ноября. Открытие моста, естественно, было фееричным и сопровождалось митингом, наградами и грамотами. Тогда это было нормой. Правда, вскоре после открытия моста, на нём периодически закрывалась то одна, то другая сторона движения. Делалось это для устранения так называемых «недоделок».
![Открытие Молитовского моста](files/articles/img/01-50/46-02.jpg)
Открытие Молитовского моста, 1965 год
Со всеми этими «доработками» и «достройками» мост был официально принят в эксплуатацию только 28 сентября 1967 года.
С 1997 по 1999 год проводилась частичная реконструкция моста. В ходе проведения работ сделано следующее:
- столбы освещения, на которые подвешена также контактная сеть для трамваев, были перенесены на центр моста;
- по центру появилась разделительная железобетонная полоса;
- была заменена гидроизоляция;
- реконструированы деформационные швы;
- уложено новое трамвайное полотно.
28 мая 2016 года мост был закрыт на ремонт вновь. В ходе данных работ было заменено трамвайное полотно.
К 800-летию города Нижнего Новгорода у Молитовского моста появилась архитектурная подсветка.
![Молитовский мост Нижний Новгород история](files/articles/img/01-50/46-1.jpg)
![Молитовский мост Нижний Новгород фото](files/articles/img/01-50/46-2.jpg)
Длина моста - 951,2 метров, ширина — 21 метр, мост семипролётный.
На данный момент Молитовский мост является единственным мостом в Нижнем Новгороде, по которому осуществляется движение трамваев.
Вот такая небольшая, но познавательная история Молитовского моста.