Подъезды городских домов - это показатель культуры их жильцов

Главная - Интересное о Нижнем Новгороде

Канавинский мост Нижнего Новгорода. История первого городского моста

     332

Канавинский мост – это первый постоянный мост через реку «Ока» в городе Нижнем Новгороде. До его постройки, примерно в этом же месте, через реку можно было перебраться только по понтонному наплавному мосту или как его ещё называют Плашкоутным. Плашкоут – это несамоходное грузовое судно с малой осадкой. По понятным причинам, мост был временным, его сооружали каждую весну, а каждую осень разбирали. Кстати, по так называемом «временному мосту», начиная с 1896 года, ходили даже трамваи.

Плашкоутный мост через Оку Нижний Новгород Плашкоутный мост через Оку Нижний Новгород - Трамвай

Изначально мост имел другое название - «Пахомовский», в честь народного комиссара водного транспорта СССР Николая Ивановича Пахомова. Но буквально через несколько лет после его открытия мост был переименован и получил название «Окский». Это произошло из-за того, что товарищ Пахомов был обвинён в шпионаже и расстрелян.

Расположен мост ближе всех к местности под названием «Стрелка» – месту слияния двух могучих российских рек Оки и Волги. Длина моста 795,5 метров, а его ширина 23,6 метра. Мост имеет 6 пролётов, длина каждого 121 метр, с опорами, одна из которых стоит на острове «Гребнёвские пески», отделяющем одноимённый канал от основного русла Оки. На этом острове ранее располагался один из городских пляжей.

Канавинский мост через Оку Нижний Новгород

История появления и строительства данного моста не самая тривиальная. Его плашкоутный предшественник появился в этом месте только 22 июля 1817 года. Произошло это из-за переноса знаменитой в то время ярмарки из Макарьева в Кунавино, как тогда назывался нынешний Канавинский район города. Строительством того временного моста руководил сам Августин Бетанкур, чьим творением являлся весь ярмарочный ансамбль того времени, который впоследствии был почти полностью уничтожен во времена советской власти. Интересным фактом является то, что проход и проезд по тому мосту был платным. Он обходился в 2 копейки с пешехода и в 25 копеек с порожней конной повозки.

По понятным причинам такой мост был не очень удобным. Во-первых, он был непостоянным, ведь работал он, условно, только четверть времени в году. Во-вторых, он требовал относительно частой смены деревянного настила. Делали это раз в 10 лет. В-третьих, в плохую погоду движение по мосту прекращалось. В-четвёртых, он затруднял судоходство, так как корабли и баржи могли пройти этот участок реки только ночью, когда разводилась центральная часть моста. В связи со всеми этими моментами на заседаниях городской Думы постоянно обсуждалась необходимость возведения полноценного постоянного моста.

В 1917 году произошла революция. Естественно, данное событие заставило забыть об этом вопросе.

1930 год – это год, в котором к забытому на некоторое время вопросу вернулись вновь. Тому виной стала Гражданская война. В то время остро встал вопрос о постоянных переправах через реки Оку и Волгу. В связи с этой необходимостью было создано «Нижегородское отделение Мостотреста», которое должно было заниматься строительством мостов в Нижегородском крае и прилегающих бассейнах рек.

Как ни странно, но первые работы по подготовке будущих транспортных развязок Канавинского моста начались ещё в середине 1929 года, ещё до создания треста. Все работы по подготовке строительства моста, для справки, начались одновременно с работами по подготовке к строительству Борского моста через Волгу. Само же непосредственное строительство Канавинского моста потребовало каких-то 1,5 года. Работы были полностью завершены в 1933 году. Автомобильное, гужевое и пешеходное движение по новому долгожданному мосту было официально открыто 2 апреля 1933 года.

Говоря о строительстве данного моста, несправедливо было бы не вспомнить, что проект Канавинского моста принадлежит архитекторам: А.В. Щусеву, П.В. Помазонову, Н.А. Французову и инженеру А.В. Крылову.

Также стоит отметить, что архитекторам была объявлена благодарность. Несколько руководителей разных организаций попали на доску почёта. Непосредственно начальник «Мостотреста» С.В. Валенчевский с группой коллег были представлены к награждению орденом «Трудового Красного Знамени». Президиум Горьковского крайисполкома отметил большой вклад в строительство моста, который внесли завод «Красное Сормово» и спортобщество «Динамо».

Во времена Великой Отечественной войны Канавинский мост неоднократно подвергался бомбардировке со стороны немецких ВВС, но все они были провальными. Этого удалось достичь благодаря хитрой маскировке и защите зенитных расчётов ПВО, которые располагались на башнях Нижегородского кремля и на центральном шатре портового склада, чем в те годы являлся собор Александра Невского.

В период с 1968 по 1972 годы был проведён первый капитальный ремонт моста по проекту «Гипротрансмост».

Осенью 1995 года, по результатам обследования, техническое состояние моста было признано неудовлетворительным, вследствие чего с 1995 по 1996 годы проводилась частичная реконструкция моста. Работ было проведено немало, в том числе были заменены трамвайные рельсы. Но в силу каких-то обстоятельств, было проведено только 20% от запланированных работ, много на чём «сэкономили», в том числе на лакокрасочных и антикоррозионных покрытиях. Как следствие, уже через 14 лет конструкция моста пришла в аварийное состояние. Хотя, по официальным данным, ещё в 2000 году было проведено полное обследование конструкций моста. Её результатом стало получение разрешения на продление срока службы моста.

Так или иначе, но в ноябре 2008 года было проведено очередное полное обследование моста. По результатам данных мероприятий было принято решении о полном закрытии грузового движения по Канавинскому мосту в марте 2009 года, а с 18 апреля 2009 года и трамвайного. 12 февраля 2010 года был выбран разработчик проекта по капитальному ремонту моста. В марте 2010 года после экспресс-обследования моста было принято решение о его закрытии с 3 апреля 2010 года для проведения восстановительных работ. После проведённых работ с моста исчезли трамвайные пути и мост стал шестиполосным.

В таком виде мост существует и в настоящее время. Кстати, в 2021 году под Канавинским мостом непосредственно от Стрелки организовали прогулочную дорожку с выходом на улицу Советскую.

Канавинский мост Нижний Новгород - пешеходная дорожка под мостом

Для справки. Канавинский мост оставался единственным капитальным мостом через реку «Ока» в районе Горького вплоть до 1961 года. Тогда был построен Сартаковский железнодорожный мост.

Вот такая история Канавинского моста - первого постоянного моста в родном Нижнем Новгороде.

Канавинский мост Нижний Новгород - под мостом
Канавинский мост Нижнего Новгорода. История первого городского моста - изображение

 НиНо Город, Яндекс.Карты, Wikipedia.org

Подпишитесь на нас ВКонтакте

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Оцените материал:

4
0
0
0
0

Поделитесь в соцсетях:


Добавить комментарий

Комментарии к материалу (количество: 2)

Да,время летит так быстро,недавно и на лошадях ездили и мост был деревянный,скоро на машинах летать будем.

0
0

Жаль нет велосипедных дорожек, опасно ходить пешеходам,а так мост классный.

0
0

Читайте также:

 Интересное о Нижнем Новгороде

Что мы знаем о Нижегородском кремле. История и факты

Что мы знаем о Нижегородском кремле. История и факты

Все мы, вне зависимости от района проживания, не один раз видели наш кремль. Но не все знают хоть что-то о нём. А меж тем, наш кремль имеет пару интересных моментов, о которых полезно будет узнать.

 29.11.2021  |   2  |   503

Стрелка. История жизни

Стрелка. История жизни

Как таковая «Стрелка» появилась не так давно. Многие ошибочно думают, что название получилось из-за своеобразной стрелки, которая образуется в результате слияния Оки с Волгой. Но это не так.

 21.12.2021  |   3  |   697

Парк «Швейцария». История крупнейшего парка Нижнего Новгорода

Парк «Швейцария». История крупнейшего парка Нижнего Новгорода

Парк «Швейцария» - это крупнейший парк города Нижнего Новгорода. Его площадь составляет 380 гектаров, а протяжённость 3,5 км.

 05.08.2022  |   2  |   356

Дом-коммуна «Культурная революция» в Нижнем Новгороде

Дом-коммуна «Культурная революция» в Нижнем Новгороде

Дом-коммуна. Сооружение 1929-1932 годов. Его неповторимой особенностью является то, что оно состоит из нескольких жилых зданий, соединённых между собой переходами на втором и пятом этажах.

 07.04.2022  |   2  |   618

 Мы в социальных сетях