Ты никогда не найдёшь идеальный для себя город, пока не найдёшь себя в этом мире

Главная - Интересное о Нижнем Новгороде - Мосты Нижнего Новгорода

Канавинский мост Нижнего Новгорода. История первого городского моста

30.06.2022   3322

Канавинский мост – это первый постоянный мост через реку «Ока» в городе Нижнем Новгороде. До его постройки, примерно в этом же месте, через реку можно было перебраться только по понтонному наплавному мосту или как его ещё называют Плашкоутным. Плашкоут – это несамоходное грузовое судно с малой осадкой. По понятным причинам, мост был временным, его сооружали каждую весну, а каждую осень разбирали. Кстати, по так называемом «временному мосту», начиная с 1896 года, ходили даже трамваи.

Плашкоутный мост через Оку Нижний Новгород Плашкоутный мост через Оку Нижний Новгород - Трамвай

Изначально мост имел другое название - «Пахомовский», в честь народного комиссара водного транспорта СССР Николая Ивановича Пахомова. Но буквально через несколько лет после его открытия мост был переименован и получил название «Окский». Это произошло из-за того, что товарищ Пахомов был обвинён в шпионаже и расстрелян.

Расположен мост ближе всех к местности под названием «Стрелка» – месту слияния двух могучих российских рек Оки и Волги. Длина моста 795,5 метров, а его ширина 23,6 метра. Мост имеет 6 пролётов, длина каждого 121 метр, с опорами, одна из которых стоит на острове «Гребнёвские пески», отделяющем одноимённый канал от основного русла Оки. На этом острове ранее располагался один из городских пляжей.

Канавинский мост через Оку Нижний Новгород

История появления и строительства данного моста не самая тривиальная. Его плашкоутный предшественник появился в этом месте только 22 июля 1817 года. Произошло это из-за переноса знаменитой в то время ярмарки из Макарьева в Кунавино, как тогда назывался нынешний Канавинский район города. Строительством того временного моста руководил сам Августин Бетанкур, чьим творением являлся весь ярмарочный ансамбль того времени, который впоследствии был почти полностью уничтожен во времена советской власти. Интересным фактом является то, что проход и проезд по тому мосту был платным. Он обходился в 2 копейки с пешехода и в 25 копеек с порожней конной повозки.

По понятным причинам такой мост был не очень удобным. Во-первых, он был непостоянным, ведь работал он, условно, только четверть времени в году. Во-вторых, он требовал относительно частой смены деревянного настила. Делали это раз в 10 лет. В-третьих, в плохую погоду движение по мосту прекращалось. В-четвёртых, он затруднял судоходство, так как корабли и баржи могли пройти этот участок реки только ночью, когда разводилась центральная часть моста. В связи со всеми этими моментами на заседаниях городской Думы постоянно обсуждалась необходимость возведения полноценного постоянного моста.

В 1917 году произошла революция. Естественно, данное событие заставило забыть об этом вопросе.

1930 год – это год, в котором к забытому на некоторое время вопросу вернулись вновь. Тому виной стала Гражданская война. В то время остро встал вопрос о постоянных переправах через реки Оку и Волгу. В связи с этой необходимостью было создано «Нижегородское отделение Мостотреста», которое должно было заниматься строительством мостов в Нижегородском крае и прилегающих бассейнах рек.

Как ни странно, но первые работы по подготовке будущих транспортных развязок Канавинского моста начались ещё в середине 1929 года, ещё до создания треста. Все работы по подготовке строительства моста, для справки, начались одновременно с работами по подготовке к строительству Борского моста через Волгу. Само же непосредственное строительство Канавинского моста потребовало каких-то 1,5 года. Работы были полностью завершены в 1933 году. Автомобильное, гужевое и пешеходное движение по новому долгожданному мосту было официально открыто 2 апреля 1933 года.

Говоря о строительстве данного моста, несправедливо было бы не вспомнить, что проект Канавинского моста принадлежит архитекторам: А.В. Щусеву, П.В. Помазонову, Н.А. Французову и инженеру А.В. Крылову.

Также стоит отметить, что архитекторам была объявлена благодарность. Несколько руководителей разных организаций попали на доску почёта. Непосредственно начальник «Мостотреста» С.В. Валенчевский с группой коллег были представлены к награждению орденом «Трудового Красного Знамени». Президиум Горьковского крайисполкома отметил большой вклад в строительство моста, который внесли завод «Красное Сормово» и спортобщество «Динамо».

Во времена Великой Отечественной войны Канавинский мост неоднократно подвергался бомбардировке со стороны немецких ВВС, но все они были провальными. Этого удалось достичь благодаря хитрой маскировке и защите зенитных расчётов ПВО, которые располагались на башнях Нижегородского кремля и на центральном шатре портового склада, чем в те годы являлся собор Александра Невского.

В период с 1968 по 1972 годы был проведён первый капитальный ремонт моста по проекту «Гипротрансмост».

Осенью 1995 года, по результатам обследования, техническое состояние моста было признано неудовлетворительным, вследствие чего с 1995 по 1996 годы проводилась частичная реконструкция моста. Работ было проведено немало, в том числе были заменены трамвайные рельсы. Но в силу каких-то обстоятельств, было проведено только 20% от запланированных работ, много на чём «сэкономили», в том числе на лакокрасочных и антикоррозионных покрытиях. Как следствие, уже через 14 лет конструкция моста пришла в аварийное состояние. Хотя, по официальным данным, ещё в 2000 году было проведено полное обследование конструкций моста. Её результатом стало получение разрешения на продление срока службы моста.

Так или иначе, но в ноябре 2008 года было проведено очередное полное обследование моста. По результатам данных мероприятий было принято решении о полном закрытии грузового движения по Канавинскому мосту в марте 2009 года, а с 18 апреля 2009 года и трамвайного. 12 февраля 2010 года был выбран разработчик проекта по капитальному ремонту моста. В марте 2010 года после экспресс-обследования моста было принято решение о его закрытии с 3 апреля 2010 года для проведения восстановительных работ. После проведённых работ с моста исчезли трамвайные пути и мост стал шестиполосным.

В таком виде мост существует и в настоящее время. Кстати, в 2021 году под Канавинским мостом непосредственно от Стрелки организовали прогулочную дорожку с выходом на улицу Советскую.

Канавинский мост Нижний Новгород - пешеходная дорожка под мостом

Для справки. Канавинский мост оставался единственным капитальным мостом через реку «Ока» в районе Горького вплоть до 1961 года. Тогда был построен Сартаковский железнодорожный мост.

Вот такая история Канавинского моста - первого постоянного моста в родном Нижнем Новгороде.

Канавинский мост Нижний Новгород - под мостом
Канавинский мост Нижнего Новгорода. История первого городского моста - изображение

 НиНо Город, Яндекс.Карты, Wikipedia.org

Подпишитесь на нас ВКонтакте

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Оцените материал:

9
0
0
0
0
Канавинский мост Нижнего Новгорода. История первого городского моста
История Канавинского моста в Нижнем Новгороде - первого моста через Оку в городе.
https://ninogorod.ru/?art=40&_kanavinskiy-most-nizhnego-novgoroda

Добавить комментарий

Комментарии к материалу (количество: 2)

Да,время летит так быстро,недавно и на лошадях ездили и мост был деревянный,скоро на машинах летать будем.

0
0

Жаль нет велосипедных дорожек, опасно ходить пешеходам,а так мост классный.

0
0

Читайте также:

 Интересное о Нижнем Новгороде

Горьковский льнокомбинат «Красный Октябрь». Утраченное производственное наследие

Горьковский льнокомбинат «Красный Октябрь». Утраченное производственное наследие

Наверное, с трудом сегодня найдётся хоть один нижегородец, который не видел или не был хоть раз с какой-нибудь целью в «Бугров бизнес парке».

 11.07.2022  |   3  |   2152

Нижегородская ярмарка. История и наши дни

Нижегородская ярмарка. История и наши дни

Нижегородская ярмарка. Кто ж её не знает? А многие ли знают про неё ещё хоть что-то, кроме того, что она есть? Итак, вашему вниманию заметка про историю Нижегородской ярмарки - самая суть и значимые моменты.

 24.02.2022  |   2  |   3190

Нижний Новгород - крупнейший промышленный город России

Нижний Новгород - крупнейший промышленный город России

Нижегородская область является одним из наиболее развитых регионов РФ, обладающих диверсифицированной промышленной базой. Какие же крупные предприятия сегодня действуют на территории нашего города?

 12.06.2022  |   2  |   1825

Соляная Биржа или ГлавСоль на Мещере в Нижнем Новгороде

Соляная Биржа или ГлавСоль на Мещере в Нижнем Новгороде

В далёком 1935 году на пустыре возле берега Волги было построено здание Горьковской базы «ГлавСоль». К базе подходила железная дорога от порта на Стрелке.

 20.12.2021  |   3  |   4526

 Мы в социальных сетях