Любой город своей атмосферой обязан людям, которых вы в нём знаете

Главная - Интересное о Нижнем Новгороде

Горьковский Автомобильный Завод - история и автомобили

 01.11.2021    459

Горьковский Автомобильный Завод - история и автомобили - изображение

В нашей стране, как и во многих других, есть заводы, фабрики и производства, которые являются градообразующими. Про завод ГАЗ, о котором пойдет речь, такое сказать сложно, но тем не менее это один из основных заводов нашего с вами города. А вот то, что он является районообразующим – это точно.

Горьковский автомобильный завод (сокращённо ГАЗ) – это советское, теперь уже российское автомобилестроительное предприятие. Завод в разное время своего существования являлся крупным производителем легковых, лёгких грузовых автомобилей, микроавтобусов и военной техники. Основан он был в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Мысль о его создании родилась ещё в 1929 году, а именно 31 мая. В этот день ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин», строительство вёл трест «Металлострой».

1 января 1932 года тогда ещё Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй. В этом же году с конвейера сошел первый автомобиль. Это был 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА. Это та самая легендарная «полуторка», которая уже с 1933 года получила название ГАЗ-АА. А в декабре того же года с конвейера сошел первый легковой автомобиль ГАЗ-А.

Не смотря на то, что первые автомобили целиком и полностью создавались по чертежам Ford, инженерам и конструкторам ГАЗа удалось сразу же внести ряд изменений, а в дальнейшем создать оригинальные модели.

Уже 17 апреля 1935 года, с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Им стал легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным заводом в нашей стране, который выпустил 100000 автомобилей!

Сотрудничество с Ford прекратилось в 1935 году по обоюдному соглашению. Напоследок СССР успели получить всю техническую документацию на модель Ford Model B. Модель была серьезно доработана и легла в основу 4-х дверного седана ГАЗ-М-1 (Молотовец-1) более известного как «Эмка». Этот не менее легендарный автомобиль был выпущен уже в 1936 году и стал самым массовым довоенным автомобилем завода.

В августе 1941 года был выпущен армейский командирский полноприводный автомобиль (внедорожник) ГАЗ-64. В это же время в штатах был выпущен не менее легендарный внедорожник Willys-MA. Справедливости ради стоит отметить, что наш вездеход превосходил своего американского конкурента почти по всем параметрам и показателям.

В годы Великой Отечественной войны, как и многие другие фабрики и предприятия нашей страны, завод был переориентирован на выпуск военной техники. За годы войны предприятие выпустило: 176221 автомобиль; 12000 танков; 9000 самоходных установок; 24000 минометов; 232000 автомобильных моторов; 30000 снарядов для ракетной установки «Катюша». Правительством СССР был высоко оценён труд автозаводцев в годы войны. Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны первой степени.

В послевоенные годы с конвейера сошло немало также поистине легендарных автомобилей, таких как: М-20 «Победа» в 1946 году; 2,5 тонный грузовик ГАЗ-51 в том же году. В 1949 году был создан прототип ГАЗ-69, производство которого было налажено уже в 1953-1954 годах. В 1955-1956 годах производства вседорожника было передано на Ульяновский завод (УАЗ). В 1950 году было налажено производство представительского автомобиля ЗИМ. В 1956 году на смену Победы пришел седан ГАЗ-21, который является мечтой многих соотечественников и по сей день. В 1959 году на смену ЗИМу пришел ГАЗ-13 «Чайка». Кстати Чайка продержалась на конвейере более двадцати лет!

В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе коллективу конструкторов и дизайнеров автомобилей ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовика ГАЗ-52 была присуждена высшая награда «Гран-при»!

В 1960-е произошло обновление грузовой линейки автомобилей, таких как ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-66. На два последних стали устанавливать новые карбюраторные моторы V8. А ГАЗ-66 стал первым среди автомобилей СССР, который удостоился Государственным знаком качества.

В 1968 была готова опытно-промышленная партия, а в 1970 году встала на конвейер «Волга» ГАЗ-24, которая пришла на смену 21-ой. Автомобиль получил награды на международных выставках в Пловдиве (Болгария) в 1969 и в Лейпциге (ГДР) в 1970 годах.

В 1971 году автозавод был награжден орденом Ленина за успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства.

В 1977 году началось производство нового ГАЗ-14 «Чайка». Это было уже третье поколение автомобилей представительского класса. Автомобиль славился высоким техническим и комфортным уровнем.

В марте 1981 года с конвейера завода сошёл 10-миллионный автомобиль ГАЗ. В этом же году свет увидела Волга ГАЗ-3102 с двигателем с форкамерно-факельным зажиганием и передними дисковыми тормозами. Она заняла место между 24-й Волгой и Чайкой. Автомобиль предназначался исключительно для обслуживания руководства важных государственных учреждений.

В 1980-х годах дизелизация стала приоритетным направлением развития предприятия. В связи с эти началась самая серьезная реконструкция завода. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения, лицензию на производство мотора СССР приобрёл у западногерманской компании Klöckner-Humboldt-Deutz после всеобъемлющих испытаний. В том же году началось строительство завода по производству дизельных моторов, который был запущен только в 1993 году.

В 1985 году была модернизирован 24-ая Волга, которая получила обозначение ГАЗ-24-10.

В конце 1980-х началась разработка принципиально нового семейства легковых автомобилей с передним и полным приводом. Первым началось проектирование представительского седана ГАЗ-3105, который впоследствии выпускался ограниченной серией. В 1989 году на волне перестройки на заводе начались инициативные работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн для нужд только появившегося в то время малого бизнеса. Таким образом, в начале 1990-х свет увидела принципиально новая машина, которая стала настоящим спасением в грузоперевозках того времени. Речь идет о «ГАЗели».

С конца 1989 года на конвейер встал грузовик четвертого поколения ГАЗ-3307.

К концу советской эпохи проектная мощность Горьковского завода превышала 300000 автомобилей в год! После распада СССР промышленность России погрузилась в глубокий системный кризис. ГАЗ стал одним из первых крупных предприятий страны, попытавшихся адаптироваться к новым рыночным условиям. В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО).

В начале 1990-х грузовики ГАЗ без государственной поддержки и заказов не могли обеспечить загрузки мощностей. Зато огромный отложенный со времён СССР спрос на легковые автомобили позволил ГАЗу увеличить выпуск «Волги» в 1,8 раза с 70000 до 125000 машин в год. Может быть благодаря этому в 1992 году появился седан ГАЗ-31029.

Далее были попытки развивать легковое автомобилестроение, но натиск иномарок свёл все усилия фактически на «нет».

В декабре 1995 года — собран 15-миллионный автомобиль марки «ГАЗ».

В 1997 году была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс ГАЗ-3110. По сути это был последний легковой автомобиль крупнейшего автозавода. Остальные были лишь результатом рестайлинга.

Далее были попытки сотрудничества с различными зарубежными производителями оборудования и автомобильных компонентов. В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент», Олега Дерипаски. В 2001 году ГАЗ вошёл в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ».

По сей день автозавод функционирует в составе этого холдинга, где ГАЗу отведена роль головного предприятия. О его достижениях и продуктах в новейшей истории все и так прекрасно знают. Правда, былого величия уже нет.

Вот такая вот история легендарного Горьковского Автомобильного Завода времен СССР!

Историю таких заводов должен знать каждый истинный Нижегородец!

Конечно, это не полный список автомобилей, производимых на ГАЗе за всю историю существования этого завода. А какие ещё модели можете вспомнить вы?

Подпишитесь на нас ВКонтакте

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Оцените материал:

4
0
5
0
0

Поделитесь в соцсетях:


Добавить комментарий

Комментарии к материалу (количество: 3)

Когда-то завод был гордостью города,а Сейчас сомневаюсь...

1
0

Скоро 90 лет.

1
0

Еще была Волга 3103, странная моделька. До сих пор не пойму, нравилась она мне или нет

0
0

Читайте также:

 Интересное о Нижнем Новгороде

Стрелка. История жизни

Стрелка. История жизни

Как таковая «Стрелка» появилась не так давно. Многие ошибочно думают, что название получилось из-за своеобразной стрелки, которая образуется в результате слияния Оки с Волгой. Но это не так.

 21.12.2021  |   3  |   514

Ночные клубы Нижнего Новгорода конца 90х - начала 2000х

Ночные клубы Нижнего Новгорода конца 90х - начала 2000х

Всем доброго дня! Хотя, учитывая тематику статьи, правильнее было бы написать доброй ночи! А ночи когда-то были если не добрые, то уж точно весёлые, позитивные, танцевальные и, конечно же, «расколбасные».

 01.12.2021  |   5  |   602

Соляная Биржа или ГлавСоль на Мещере

Соляная Биржа или ГлавСоль на Мещере

В далёком 1935 году на пустыре возле берега Волги было построено здание Горьковской базы «ГлавСоль». К базе подходила железная дорога от порта на Стрелке.

 20.12.2021  |   2  |   629

Швейно-такелажная фабрика. Утраченное производственное наследие

Швейно-такелажная фабрика. Утраченное производственное наследие

Располагалась она некогда на улице Воровского, в доме №4/6, который строился с 1896 по 1905 годы. Возводил его купец Кочетов.

 18.06.2022  |   3  |   250

 Мы в социальных сетях