Наш город - это наша душа. Каждый её житель - наше сердце

Главная - Интересное о Нижнем Новгороде - Познавательное

История Автозаводского района Нижнего Новгорода

23.03.2024   288

Автозаводский район – это самый большой по численности населения район города Нижнего Новгорода. Возник он на месте деревни Монастырка в результате строительства Горьковского автомобильного завода.

Деревня Монастырка до Автозавода
Деревня Монастырка, 1929 г.

История района началась в 1929 году. Именно тогда в марте месяце Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР принял решение о строительстве крупнейшего в Европе автомобильного завода. 2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего автогиганта, который, кстати, был построен за рекордное для подобных заводов время. Срок строительства составил всего 1,5 года! Уже 1 января 1932 года завод вступил в строй, а 29 января этого же года с конвейера сошёл первый автомобиль, которым стал грузовик ГАЗ-АА.

Строительство автозавода Горький
Строительство автозавода

Строительство автомобильного завода ГАЗ

Вместе с возведением завода шло строительство и жилых комплексов Социалистического города, известных в настоящее время как Соцгород, Северного и других. Стоит отметить, что в основу и идею строительства Соцгорода было положено воплощение идеальных коллективистских форм жизни людей. При этом стоит признать, что часть жилья того времени была возведена по барачному типу из-за простоты и скорости строительства в условиях острой необходимости жилой площади.

16 мая 1930 года началось строительство первых домов на проспекте Жданова, в настоящее время это проспект Молодёжный. Там также планировалось воплощение идеи социального города.

Строительство первого дома соцгорода Горький
Строительство первого дома Соцгорода, 1930 г.

Справедливости ради стоит признать, что идея социальных городов не смогла массово распространиться в дальнейшем на весь автозавод и даже не была реализована в полном объёме, где уже была начата. Тому виной стал недостаток ресурсов.

В 1931 году, после Президиума Нижегородского Краевого Исполнительного Комитета, был образован новый одноимённый Автозаводский район. Его сформировали из части земель Канавинского и Дзержинского района Нижегородского края. Таким образом был создан, в то время только четвёртый, район нынешнего города Нижнего Новгорода. Изначально район состоял из рабочего городка с относящимися к нему посёлками: Американский, Восточный, Северный и Западный, а также селениями: Монастырка, Карповка и Малышево. Вся территория района в те годы составляла примерно 27,7 квадратных километров.

В 1931 году были заселены первые пять жилых домов микрорайона Соцгород. В то же время началось строительство столовой, прачечной, бани, школы, клуба, хлебозавода и фабрики-кухни. Помимо строительства жилья и прочих объектов необходимой базовой инфраструктуры начинает оказываться квалифицированная медицинская помощь жителям района.

2 февраля 1932 года рядом с заводскими корпусами, на заболоченной окраине деревни Монастырка, была открыта школа для детей рабочих и крестьян, которые приехали сюда для строительства завода. В это время в районе проживало порядка 30000 человек, а к концу 1932 года уже около 41800 человек.

В 1933 году больница №1 получает своё собственное здание на проспекте Ильича и становится многопрофильной. В этом же году своё новое здание получает и центральная районная поликлиника.

В 1933 году началось планирование расширения автозавода. Больше новых работников — больше жителей!

К 1934 году территория Автозаводского района значительно увеличивается за счёт присоединения к городу, в то время Горькому, посёлков Гнилицы, Нагульное, Новое Доскино и Стригино.

1933-1934 годы можно смело назвать временем активного благоустройства района. Именно в те годы были созданы скверы около проспекта Ильича, новые автомобильные дороги и пешеходные тротуары на проспекте Кирова. Тогда же была открыта, существующая по сей день и ставшая памятником конструктивизма, гостиница «Волна». Кстати говоря, проживание в данной гостинце в те времена считалось крайне престижным. В ней, помимо собственного ресторана «Чайка», были своя парикмахерская, бильярд и, вы не поверите, солярий!

Гостиница Волна Горький
Гостиница «Волна», 1936 г.

В 1933 году завершилось строительство трамвайных путей от Автозавода до Ленгородка (проспект Ленина).

В 1934 году была построена автомобильная дорога, соединяющая дорогу от главной конторы района с Ленгородом. Благодаря строительству данной дороги, Автозавод перестал быть неким «отщепенцем», соединившись с другими частями города.

В 1935 году автозавод и Соцгород посетил писатель Максим Горький.

проспект им. Молотова город горький
Общий вид проспекта им. Молотова, 1935 г.

Говоря об истории развития Автозаводского района несправедливо было бы не сказать про Американский посёлок. Это был элитный коттеджный посёлок, который создавался специально для иностранных инженеров, принимавших участие в работе на заводе. В этих домах были большие комнаты с высокими потолками, аппараты для нагрева воды, а отапливались дома собственной тепловой станцией, расположенной на территории посёлка! Помимо данных благ для жителей посёлка были созданы свои: прачечная, столовая, баня, гостиница, детский сад, школа, клуб, сберкасса и почта. К 1935 году в Американском посёлке проживало порядка 1600 человек, среди которых, правда, были и семьи советских инженеров.

Стоит отметить, что большинство иностранных специалистов после окончания контрактов остались жить в СССР. Но в 1937-1938 годах многих обвинили в шпионаже, и они попали под репрессии.

13 мая 1936 года был утверждён проект нового градостроительства. Благодаря ему с наступлением новой пятилетки в Автозаводском районе начали возводить 5-ти, 7-ми и 9-ти этажные жилые дома. Квартиры стали более комфортабельными, с балконами и лоджиями. Здания строились замкнутыми по периметру, с арками для проезда и прохода во двор. Первые этажи занимались столовыми и магазинами.

В 1937 году состоялось торжественное открытие киноконцертного зала «Мир» и началось строительство Детской железной дороги от Соцгорода до Канавина.

Кинотеатр Мир Автозаводский район
Кинотеатр «Мир». 1960-1980 гг.

В 1939 году открыто движение трамвая до посёлка Гнилицы, а также началось строительство Горьковский аэропорта.

В 1940 году количество людей, проживающих в районе, достигло 137300 человек.

В годы Великой Отечественной войны Автозаводу был причинён сильный ущерб в результате налётов вражеской авиации. Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. Для того, чтобы уберечь районообразующее предприятие в селе Федяково был построен из фанеры и стекла макет автозавода.

Дома 35-го квартала автозавода
Дома 35-го квартала автозавода, 1951 г.

В начале 1950-х годов массово строились целые массивы двухэтажных 8-16 квартирных домов. Их строительство позволило оперативно снизить острую нехватку жилья в послевоенные годы и перейти к строительству 4- и 5-этажных домов уже к концу 1950-х.

В 1951 году открывается хоккейный стадион «Торпедо».

В 1959 году началось снабжение природным газом первых 2000 квартир существующего жилого фонда.

В 1960 году число жителей района достигло 167000 человек.

16 квартал, ул.Западная автозавод
16 квартал, ул. Западная (Дьяконова), 1960-е годы

В 1961 году был открыт Дворец культуры ГАЗ.

В 1970 году в районе проживает уже около 247000 жителей.

Дворец культуры Газ 1984
Центр Автозавода, Дворец культуры, 1984 г.

В 1971 году закончено строительство здания аэропорта.

В 1972 году начато строительство микрорайона Соцгород-II.

В 1987 году на территории Автозаводского, и не только, района запущена первая очередь метро, которая протянулась до станции Комсомольская.

В 1989 году снесён последний щитковый дом в Соцгороде.

В 1990 году открыт малый спортивный хоккейный дворец на улице Челюскинцев.

В 1993 году запущен мясоперерабатывающий комбинат.

По сути все послевоенные и советские годы жизни Автозаводский район, до постперестроечных времён, активно развивался: строились новые жилые районы, прокладывались дороги, вводился общественный транспорт, проводились работы по озеленению и так далее. Во времена 90-х, как и по всей территории России, активное развитие района, естественно, прекратилось. Новый глоток развития начался только в 2000-х годах.

Из особенностей района можно отметить его, так сказать, центроустремлённость. Дело в том, что если взглянуть на карту района, то станет очевидным, что все основные исторические магистрали сходятся в районе автозаводского парка и упомянутого выше Дворца культуры.

На момент написания статьи, население Автозаводского района колебалось около 290000 человек, что составляло чуть более 20% населения всего города Нижнего Новгорода.

Проспект Ленина, 1981 г Горький
Проспект Ленина, 1981 г.

Универсам на улице Дьяконова Нижний Новгород
Универсам на улице Дьяконова, 1980-е годы.

Строительство на улице Львовской
Строительство домов на улице Львовской, 1986 г.

Соцгород II архив
Соцгород II, 1980-1990 гг.

Вот, пожалуй, и всё то основное, что хотелось бы поведать об истории поистине уникального района Нижнего Новгорода.

 Pastvu.com, vk.com/club48760252

Подпишитесь на нас ВКонтакте

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Оцените материал:

2
0
0
0
0
История Автозаводского района Нижнего Новгорода
Автозаводский район – это самый большой по численности населения район города Нижнего Новгорода. Возник он на месте деревни Монастырка в результате строительства Горьковского автомобильного завода.
https://ninogorod.ru/?art=83&_istoriya-avtozavodskogo-rayona-nizhnego-novgoroda

Добавить комментарий

Комментарии к материалу (количество: 2)

Почему то были не довольны, всё глядели на запад. А надо было не другим странам помогать, а повысить благосостояние советских людей.

0
0

У всех была работа, и вера в светлое будущее,но времена изменились,и вера ушла.

0
0

Читайте также:

 Интересное о Нижнем Новгороде

Горьковский мясокомбинат №1. Утраченное производственное наследие

Горьковский мясокомбинат №1. Утраченное производственное наследие

Горьковский мясокомбинат управления мясной промышленности Министерства мясной и молочной промышленности РСФСР, г. Горький.

 31.07.2022  |   5  |   2627

Охотничий домик Баташёвых в посёлке Досчатое. Заброшенные места Нижегородской области

Охотничий домик Баташёвых в посёлке Досчатое. Заброшенные места Нижегородской области

Архитектура этого здания весьма нетипична для зодчества тех времён. Внутреннее убранство домика тоже весьма необычное.

 13.11.2022  |   4  |   1476

Канавинская фильтровальная станция Нижнего Новгорода. Заброшенная и снесённая

Канавинская фильтровальная станция Нижнего Новгорода. Заброшенная и снесённая

На сегодняшний день здания фильтровальной станции уже нет. Располагалась она в Нижнем Новгороде на улице Приокской.

 27.10.2022  |   2  |   1408

Тест «Нижний Новгород - мой  город»

Тест «Нижний Новгород - мой город»

Пройдите данный тест и проверьте, много ли вы знаете о своём родном городе! Разнообразные вопросы о Нижнем Новгороде. Простые и не очень! Удачи!

 15.11.2021  |   11  |   2597

 Мы в социальных сетях