Велозавод в Нижнем Новгороде. Утраченное производственное наследие
02.11.2022 1111
В данной статье хотелось бы рассказать про нижегородский велосипедный завод. Он был создан в 1940 году на базе одного из цехов Горьковского автозавода, расположенном неподалёку от аэропорта, в котором выпускали различный ширпотреб (товары широкого потребления), в том числе детские педальные автомобильчики.

В 1941 году, вскоре после открытия завода, началась война. На мощностях велозавода стали производить мины для нужд фронта.
В послевоенные годы предприятие несколько раз меняло свой профиль.
В 1956 году было начато производство легендарных и известных по всему Советскому Союзу велосипедов под названием «Школьник». Первые модели велосипеда имели раму и предназначались для мальчиков. Таких версий до наших времён дожило очень мало. Несколько позже на заводе стали выпускать модель велосипеда без рамы, так сказать, для девочек. Ещё через некоторое время была придумана и сконструирована складная версия. За все годы выпуска «Школьники» сходили с конвейера без каких-либо изменений, претерпев лишь одну модернизацию в 1979 году.


В 1996 году завод был вынужден начать производство и другой продукции, но от выпуска велосипедов не отказались. Производство «Школьника» было официально прекращено только в 2002 году. Но последние велосипеды были собраны в 2004 году из складских остатков.
В период с 2004 по 2007 годы цеха велозавода просто простаивали.
22 июня 2005 года была введена, так называемая, процедура наблюдения со стороны акционеров. Предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество.
В январе 2006 года Арбитражный суд Нижегородской области объявил конкурс на занятие производственных помещений. В те годы общая кредиторская задолженность завода достигла 56 миллионов рублей. Через какое-то время имущество предприятия было пущено с молотка. Его общая стоимость в те годы составила 2 миллиона рублей. Вырученные деньги были пущены на выплату заработной платы и прочих выплат сотрудникам.
В 2007 году велосипедный завод Нижнего Новгорода был официально закрыт.
В настоящее время ОАО «Велозавод», являющееся дочерним предприятием ОАО «Горьковский автомобильный завод», признано банкротом и выставлено на продажу.
По состоянию на 2022 год можно сказать следующее. Снаружи и внутри завод сильно зарос деревьями и кустарниками. Территория по сей день обнесена двумя заборами. Правда, первый из них в некоторых местах упал, а в некоторых покосился. Второй забор кое-где лишился колючки.








Вот такая история у бывшего нижегородского велозавода, чьи велосипеды «Школьник» застало не одно поколение нижегородцев и горьковчан.