Подъезды городских домов - это показатель культуры их жильцов

Главная - Интересное о Нижнем Новгороде - Познавательное

Метрополитен Нижнего Новгорода. История и описание

22.09.2022   2181

Метрополитен Нижнего Новгорода. История и описание - изображение

Метрополитен города Нижнего Новгорода. По времени появления является десятым на территории бывшего СССР, третьим в России и первым в Приволжском федеральном округе. На день написания статьи является третьим по количеству станций в РФ, одна из которых поверхностного заложения, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.

Нижегородское метро не самое большое, но имеет пассажиропоток на год создания этой статьи около 100 тысяч человек в день. Несложно посчитать, какое количество людей, исчисляемое уже в миллионах, перевозится в нём за год. Длина всех действующих путей на данный момент составляет порядка 22 километров. Число вагонов в каждом составе — 4-5 штук. Средняя скорость движения равняется 45,3 км/ч, а максимальная достигает 80 км/ч.

История строительства метро

Началом строительства метро в Нижнем Новгороде принято считать 1973 год. Именно в этом году ещё во времена СССР к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики московского института «Метрогипротранс». Непосредственное строительство началось с 17 декабря 1977 года. Были вбиты первые сваи в основание станции «Ленинская», которая и стала первой станцией метро тогда ещё города Горького. В честь этого события на месте строительства был установлен памятник в виде буквы «М», который был демонтирован из-за строительства кафе «Макдоналдс» в 2017 году. Правда, в том же году, а именно осенью, он был установлен вновь, но уже несколько в другом месте.

Памятник Нижегородскому метрополитену

В сентябре 1978 года начата прокладка тоннеля от станции метро «Ленинская» к будущей станции метро «Московская». Из-за ряда сложностей с переносом трамвайных путей и сноса некоторых зданий, первые сваи новой станции были вбиты только в 1979 году.

В июне 1980 года было начато рассмотрение строительства трёх веток метрополитена. Правда, на совещании в институте «Горьковметропроект» утвердили план развития только двух из них. Тогда эти ветки предполагали иное название и расположение:

  • Первая линия «Автозаводско-Мещерская». Должна была протянуться до жилого массива «Мещерское озеро».
  • Вторая линия «Сормовско-Нижегородская». Должна была соединить Заречную часть города Горького с Нагорной. Причём, изначально эта ветка предполагалась аж до улицы Бекетова и площади Советской. На ней планировали открытие 11 станций: «Сормовская», «Спортивная», «Калининская», «Куйбышевская», «Канавинская», «Горьковская», «Свердловская», «Площадь Свободы», «Республиканская» и «Советская».

То есть изначально нижегородское метро должно было получиться совсем иным.

В январе 1981 года была разработана вторая «Сормовско-Нагорная» линия.

В марте 1981 года было решено продлевать «Автозаводско-Мещерскую» линию с конечной станцией у «Дворца культуры» в Автозаводском районе.

13 июля 1984 года на одной из строительных площадок случилась трагедия. Дело том, что в котловане строящейся станции «Московская» обрушились стены. Данное ЧП унесло жизни двух рабочих из студенческой бригады, которые помогали стройке. Конечно же, это печальное происшествие не могло остановить столь значимого и серьёзного строительства.

20 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие Горьковского метрополитена. Естественно, тогда открылось не всё метро, которое мы знаем сегодня. Это была лишь его часть. Открытый тогда участок имел протяжённость 7,8 километров. На нём было всего шесть станций: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции» и «Пролетарская». Само собой, тогда же было построено депо с инженерным корпусом.

В августе 1987 года было открыто ещё две станции: «Автозаводская», которая изначально называлась «Северной», и «Комсомольская».

В ноябре 1989 года открылись ещё две станции: «Кировская» и «Парк культуры». Последняя на этапе проектировки носила название «Ждановская».

Таким образом, ко временам завершения эпохи великой страны под названием СССР метро города, тогда всё ещё Горького, состояло из 10 станций.

В июне 1990 года одобрено продление «Автозаводско-Мещерской» ветки от станции «Парк культуры» до станции «Юго-Западная».

В декабре 1990 года одобрено строительство и развитие «Сормовско-Мещерской» ветки. В данном направлении планировалось создание станций: «Ярмарка», «Стрелка», «Мещерское озеро» и «Волга».

В январе 1992 года было принято решение о переименовании строящихся тогда станций «Сормовско-Мещерской» ветки из «Куйбышевской» в «Бурнаковскую», из «Калининской» в «Буревестник», а из «Спортивной» в «Варю».

20 декабря 1993 года состоялось открытие «Сормовско-Мещерской» линии, в то время уже Нижегородского метрополитена. В её состав вошли станции метро «Канавинская» и «Бурнаковская».

Далее на некоторое время строительство метро и открытие новых станций было приостановлено. Причина стандартна для тех лет - это недостаточное или вовсе отсутствующее финансирование.

К 1996 году была свёрнута уже начавшаяся подготовка к строительству станции метро «Ярмарка».

В конце 1990-х были возобновлены работы по продлению «Сормовско-Мещерской» линии, в результате чего 9 сентября 2002 года была открыта станция метро «Буревестник».

Далее на протяжении нескольких лет строительства и развития метрополитена не происходило. Причин тому было две: первая – это отсутствие денег в бюджете; вторая – убыточность самого метро из-за отсутствия метро в верхней части города.

Очередной этап развития метро в Нижнем Новгороде начался в 2008 году. Именно тогда начались работы по строительству столь долгожданной ветки до станции метро «Горьковская». А в 2009 году завершилось строительство метромоста, который стал одним из самых серьёзных долгостроев города.

Строительство метромоста Нижнего Новгорода

22 сентября 2012 года метрополитен Нижнего Новгорода был остановлен и полностью закрыт для осуществления перевозок. Связано это было с работами в системе электропитания для подачи его на систему управления строящейся станции в верхней части города.

4 ноября 2012 года состоялось торжественное открытие станции метро «Горьковская». После открытия этой станции пассажиропоток увеличился в четыре раза и метро начало приносить прибыль.

12 июня 2015 года начались работы по продлению «Сормовско-Мещерской» линии метро. Решение было принято в связи с проведением в городе чемпионата мира по футболу в 2018 году. Работы были завершены в июне месяце 2018 года. Непосредственно 13 июня того же года, с началом полноценной работы новой станции «Стрелка», обе действующие линии метрополитена были окончательно разделены на две самостоятельные.

Летом 2022 года начаты работы по продлению «Автозаводской» линии метро. В рамках проведения данных работ метро будет продлено от станции «Горьковская», и на этой ветке появятся две новые станции: «Площадь Свободы» и «Сенная».

В перспективе планируется создание ещё одной ветки, которая протянется от главной площади города «Минина и Пожарского» через весь проспект Гагарина до микрорайона Щербинки. А в совсем далёкой перспективе возможно соединение метро в кольцо, которое должно будет сомкнуться в районе Новинок в верхней части города и аэропорта в нижней части города.

На этом история строительства и развития Нижегородского метрополитена пока заканчивается. Но впереди, очевидно, ещё очень много работы. Работы, нацеленной на развитие данного весьма перспективного вида транспорта, который в случае осуществления всего задуманного станет, всего скорее, основным и незаменимым в нашем городе.

Схема метрополитена Нижнего Новгорода

 Metronn.ru, Wikipedia.org

Подпишитесь на нас ВКонтакте

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Оцените материал:

3
0
0
0
0
Метрополитен Нижнего Новгорода. История и описание
История и описание Нижегородского метрополитена. Информация о станция метро Нижнего Новгорода.
https://ninogorod.ru/?art=62&_metropoliten-nizhnego-novgoroda

Добавить комментарий

Комментарии к материалу (количество: 6)

Римма | 22.09.2022 в 17:39

Что метро строится,это хорошо, но почему так мало и медленно .В Москве несколько станций в год,а у нас 1 в три,пять лет, только на бумаге и рисуем.

Потому что весь наш город, как и другие города страны, это холопы златоглавой, все денежки туда уходят

0
0

Жизнь пролетела,а метро по всему городу так и не дождался,а ведь такой удобный транспорт, без светофоров и пробок.

0
0

Виктория | 22.09.2022 в 19:03

Я так обожаю запах метро! Не могу нанюхаться

Мне тоже запах метро нравится))

0
0

Показать предыдущие комментарии


Читайте также:

 Интересное о Нижнем Новгороде

История Автозаводского района Нижнего Новгорода

История Автозаводского района Нижнего Новгорода

Автозаводский район – это самый большой по численности населения район города Нижнего Новгорода.

 23.03.2024  |   2  |   229

Усадьба Дмитрия Нейдгарта в пос. им. Дзержинского. Заброшенные места Нижегородской области

Усадьба Дмитрия Нейдгарта в пос. им. Дзержинского. Заброшенные места Нижегородской области

Усадьба Дмитрия Нейдгарта – это старинный комплекс, расположенный в посёлке имени Дзержинского в Перевозском районе нашей области.

 27.04.2023  |   3  |   1096

«Дом Чекиста» в Нижнем Новгороде. Заброшенные места Нижегородской области

«Дом Чекиста» в Нижнем Новгороде. Заброшенные места Нижегородской области

«Дом культуры ГУВД» он же «Дом-коммуна» он же «Дом чекиста». Вот о чём пойдёт речь в этой заметке.

 18.09.2022  |   3  |   1793

Щёлоковский хутор в Нижнем Новгороде. Музей-заповедник

Щёлоковский хутор в Нижнем Новгороде. Музей-заповедник

Все мы, жители Нижнего Новгорода, за свою жизнь не один раз слышали название «Щёлоковский хутор». Но не все из нас знают, что это такое и где оно находится.

 27.03.2022  |   2  |   1716

 Мы в социальных сетях