Можно брать города и выигрывать сражения, но нельзя покорить целый народ

Главная - Интересное о Нижнем Новгороде - Достопримечательности

Детская железная дорога имени Максима Горького в Нижнем Новгороде

15.04.2022   1572

Детская железная дорога имени Максима Горького в Нижнем Новгороде - изображение

Многие из нас знают о существовании детской железной дороги в нашем родном городе. Но, как оказалось, и как бы это не было странно, некоторые горожане даже не слышали о существовании такого чуда в Нижнем Новгороде. Именно поэтому мы и решили написать об этом действительно интересном и поистине уникальном в современной России месте.

Итак, Горьковская детская железная дорога имени М. Горького.

Открыта железная дорога была 8 ноября 1939 года, а началось строительство в мае того же года. Представляете размах? Проект был просто грандиозным. В стройке было задействовано аж 36000 человек! Справедливости ради стоит сказать, что железная дорога за всё время существования не была единственной на территории нашей страны. Но среди всех себе подобных во всём Советском Союзе нижегородская железная дорога была самой протяжённой. Её общая длина равнялась 11,2 километра. Длина главных путей была равна 9,1 км. Тянулась она от парка «1 мая» до Соцгорода на Автозаводе!

Горьковская детская железная дорога архивное фото

Изначально на железной дороге располагалось четыре железнодорожные станции: «Родина», «Маяковская», «Пушкинская» и «Счастливая». Конечные станции, а это «Родина» и «Счастливая», были каменными. По сути, это настоящие вокзалы, только маленького формата. А вот промежуточные станции «Маяковская» и «Пушкинская» были построены из дерева. К сожалению, эти две станции не сохранились до наших дней и исчезли с маршрута. Но об этом дальше.

Во времена ВОВ дорога использовалась для обучения взрослых настоящих будущих железнодорожников. В качестве ДЖД она возобновила своё существование только 10 августа 1946 года. Но в силу определённых обстоятельств, среди которых интенсивная застройка микрорайона, прокладывание дорог, строительство газопровода, уже в 1965 году железную дорогу сильно сократили. Осталось всего-то 1,4 километра!

Удлинили линию только в 90-х годах прошлого века, проложив её через болота и добавив новую станцию, в результате чего форма приобрела очертания треугольника. Эту станцию было решено назвать «Пушкино» - в память о прежней станции «Пушкинская», находившейся несколько южнее. Таким образом, протяжённость основного железнодорожного полотна выросла до 3,2 километров, а общая длина до 4,1 километра. С тех пор поезда стали отправляться в дорогу с главной станции «Родина» и, как следствие, туда же и возвращаться. Такое себе круговое движение по треугольнику.

Горьковская детская железная дорога

Говоря про ДЖД, вспоминая станции «Маяковская» и «Пушкинская», канувших в Лету, несправедливо было бы не упомянуть некогда конечную станцию «Счастливая». Дело в том, что именно той станции больше нет. Но само здание сохранилось и сегодня выглядит более чем достойно, красиво, ухожено и даже монументально, как в начале своей железнодорожной жизни. Дело в том, что в нём сегодня располагается ЗАГС. Да, да. Это известный многим нижегородцам Дворец бракосочетаний Автозаводского района на одноименной улице Счастливой! А нынешняя станция «Счастливая» существует, но уже в другом месте.

Единственная сохранившаяся с 30-х годов и используемая по изначальному назначению станция с тем же вокзалом сегодня это «Родина». Расположена она в Канавинском районе рядом с парком «1 мая» и ныне прибывающим в жутком запустении ДК имени Ленина, и красивым послевоенным фонтаном на площади возле него. Фонтан, к сожалению, тоже давно не работает. Вокзал станции «Родина» был построен по проекту архитектора Александра Яковлева в 1939 году. Формой и внешним видом здание более всего напоминает одну из разновидностей русских храмов второй половины XVIII столетия и представляет из себя цилиндрический главный объём и прямоугольную пристройку «трапезную». Особый интерес представляют хорошо сохранившиеся скульптуры юных железнодорожников на крыше здания. Эти юные и не очень железнодорожники пережили многие сотни своих когда-то многочисленных собратьев. Выглядят они по сей день хорошо и неизбежно притягивают к себе внимание. Внутри здание украшено настоящими фресками. Хотя и в иной тематике. Там изображены райские сады, матрос, железнодорожник, корабль, много детей, настоящий и игрушечный паровозы, планер настоящий и игрушечный, монументальная сталинская лестница, мост, павильон сталинский со шпилем, голуби, брошенные букеты, синее небо, горы, облака и многое подобное. Это действительно выглядит весьма необычно и не менее завораживающе, чем застывшие в камне люди наверху здания. На третьем этаже здания сегодня находится музей ДЖД со множеством экспонатов, восстановленный в 2009 году.

Сама железная дорога сегодня представляет из себя узкоколейную дорогу шириной 750 мм. Работает и катает всех желающих она только в летнее время с 1 июня по 29 августа. В день осуществляется всего четыре поездки продолжительностью 45 минут. Первый поезд, открывающий каждый сезон, тянет настоящий паровоз КП-4 №430, который является одним из нескольких сохранившихся на ходу узкоколейных паровозов во всей России! Паровоз выходит на линию, помимо открытия, только один раз в сезон – в День железнодорожника. Помимо паровоза в парке детской дороги имеется ещё три тепловоза: ТУ7-2567, ТУ10-003 и ТУ7А-3346. Последний приехал на Горьковскую железную дорогу из Казани в 2014 году. Вагонный парк ДЖД состоит из двух пассажирских составов по 6 вагонов, и двух открытых вагонов типа «Дилижанс». 1 июня 2014 года напротив здания станции «Родина» был открыт памятник тепловозу ТУ2 №233.

Детская железная дорога поезд

По каким же местам стелется сегодняшний маршрут? Начало берётся, как мы уже написали, на станции «Родина», словно в советское время. Колорит и антураж почти что переносит нас в то беззаботное, по крайней мере для детей, время. Но сказка очень быстро исчезает и, увы, разрушается современными реалиями. Поезд идёт мимо гаражей, заболоченного Шуваловского озера, частных домов и разношёрстных двухэтажных домов. По пути, как и на настоящей дороге, происходит смена тепловозов. Происходит это дважды. Признаться честно – это тоже впечатляет. Стоит отметить и тот факт, что в районе станции «Пушкинская» поезда ходят по рельсам, изготовленным ещё аж в 1896 году на заводе князя Белосельского. И вы не поверите, как же интересно и приятно, проехав 45 минут по разной местности, как это часто происходит и на настоящей взрослой дороге, включая и не самые приятные глазу «достопримечательности», вернуться на станцию. Станцию «Родина». Словно вновь окунувшись во времена СССР. Такой вот себе поезд времени.

Детская железная дорога маршрут треугольник

Читая это всё тут или в другом месте сложно прочувствовать то, что чувствуешь сидя в вагоне или стоя на перронах станции. Поэтому настоятельно рекомендуем хотя бы раз в жизни посетить это интереснейшее место. Окунуться во что-то иное, настоящее, светлое и аналоговое, а не цифровое. Ведь кто его знает, сколько ещё просуществует это чудо нашего времени.

На сегодняшний день за сезон по Горьковской железной дороге успевают прокатиться порядка 13000 человек.

Вот, пожалуй, и всё, что хотелось бы сказать о Горьковской железной дороге имени Максима Горького!

 Яндекс.Карты, Vk.com/dzhd_nn

Подпишитесь на нас ВКонтакте

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Оцените материал:

1
1
1
0
0
Детская железная дорога имени Максима Горького в Нижнем Новгороде
Информация о Горьковской детской железной дорогой в Нижнем Новгороде. История железной дороги и её маршрут сегодня.
https://ninogorod.ru/?art=25&_detskaya-zheleznaya-doroga-v-nizhnem-novgorode

Добавить комментарий

Комментарии к материалу (количество: 2)

Для детей интересно прокатиться на мини поезде, нужная вещь для города .

0
0

Интересная статья,познавательная.

0
0

Читайте также:

 Интересное о Нижнем Новгороде

Борский мост Нижнего Новгорода. Каскад из трёх мостов через Волгу

Борский мост Нижнего Новгорода. Каскад из трёх мостов через Волгу

Борский мост Нижнего Новгорода. Некогда назывался Волжским или Горьковским. Данная переправа соединяет два берега реки Волги.

 06.08.2022  |   4  |   4525

Горьковская фабрика игрушек «МИР». Утраченное производственное наследие

Горьковская фабрика игрушек «МИР». Утраченное производственное наследие

Сегодня, наверное, уже мало кто помнит, что на улице Шаляпина в доме №2а располагалась Горьковская фабрика игрушек «МИР».

 05.07.2022  |   3  |   3165

Парк им. Кулибина в Нижнем Новгороде

Парк им. Кулибина в Нижнем Новгороде

Создан парк в 1940 году прошлого века. Находится парк в Нижегородском районе, между улицами Максима Горького и Белинского.

 05.03.2023  |   3  |   1557

Усадьба Дмитрия Нейдгарта в пос. им. Дзержинского. Заброшенные места Нижегородской области

Усадьба Дмитрия Нейдгарта в пос. им. Дзержинского. Заброшенные места Нижегородской области

Усадьба Дмитрия Нейдгарта – это старинный комплекс, расположенный в посёлке имени Дзержинского в Перевозском районе нашей области.

 27.04.2023  |   3  |   1105

 Мы в социальных сетях