Ромодановский, или Казанский, железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода
20.08.2022 1626
Ромодановский железнодорожный вокзал, он же Казанский. Мало кто из современников, особенно среди молодого поколения, знает, что в Нижнем Новгороде когда-то был такой вокзал. А кто-то очень удивится, узнав, что именно это здание, которое он, быть может, не раз видел, и есть тот самый бывший вокзал. Расположено оно по адресу Казанская площадь, дом №1.
Начать рассказ об этом здании хотелось бы с его названий. Дело в том, что за время своего существования вокзал был трижды переименован. Все названия давались не просто так.
- Название №1 - Ромодановский вокзал. Самое первое название было дано из-за того, что поезд шёл до села в Мордовии, которым в то время владели князья Ромодановские, названного их же фамилией. Собственно говоря, данная ветка и строилась для соединения Среднего Поволжья с Мордовией. Линия также проходила через Лукояново и Харьково.
- Название №2 - Арзамасский вокзал. Был переименован в 1937 году, так как составы с вокзала стали ходить до Рузаевки и Арзамаса.
- Название №3 – Казанский вокзал. Соответственно, переименован из-за того, что поезда стали ходить до Казани. Произошло это в 50-х годах XX века.
О строительстве вокзала задумались ещё в XIX веке. После того, как в 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. Именно после её проведения в городе было создано отделение «технического общества». Это организация занялась вопросом соединения города железной дорогой, которая и разработала проект железной дороги Нижний Новгород - Казань.


При разработке схемы железной дороги и, соответственно, выборе места расположения вокзала одной из задач было избежание строительства моста через реку Оку. Исходя из поставленной задачи было решено расположить Ромодановский вокзал на правом берегу реки и вдоль её русла проложить железнодорожное полотно, которое должно было плавно подниматься к станции Мыза. Интересным моментом является и то, что этот вокзал расположен примерно напротив уже существовавшего в то время Московского вокзала.
Строительство началось в 1900 году, а закончилось в 1904. Работы проводились силами общества Московско-Казанской железной дороги под руководством Григория Моисеевича Будагова. Изначально вокзал относился непосредственно к Московско-Казанской железной дороге. Далее, в 1945 году был передан в ведение Горьковской железной дороги.
Так получилось, что железнодорожные пути располагались в опасной горной местности, где часто случались оползни. Сейчас сложно сказать, задумывались об этом или нет, но факт есть факт. Для предотвращения этих самых оползней были пробиты дренажные штольни для водоотведения. Длина самой глубокой из них равняется 1,5 км. Все работы по созданию штолен проводились исключительно с использованием ручного труда.


Важность и значимость Казанского вокзала существенно снизилась в 1961 году, когда был построен Сартаковский железнодорожный мост через Оку. С того самого момента все поезда дальнего следования стали ходить через этот самый мост до Московского вокзала. С этого времени Казанский вокзал перешёл в разряд пригородных. Для этих целей он был велик, поэтому несколько помещений были отданы под обучение студентов-железнодорожников.
В феврале 1974 года произошло страшное событие, которое предопределило дальнейшую судьбу вокзала. Дело в том, что тогда случилось несколько оползней. Один из них завалил железную дорогу на перегоне от вокзала до станции Мыза. Это событие заставило принять решение о закрытии этой ветки, как следствие, и всего вокзала. Железнодорожное полотно на данном участке разобрали. Здание вокзала из-за его ненадобности постепенно начало приходить в упадок. Через какое-то время его покинули студенты, а затем и оставшиеся рабочие.
В 1993 году здание Ромодановского/Казанского вокзала было признано объектом культурного наследия. Но и это не изменило его судьбу ровным счётом ни на сколько, а, следовательно, не улучшило и состояние здания.
В 2003 году здание бывшего вокзала было выкуплено фирмой «НоваКард». После чего оно было восстановлено. Сумма средств, потраченных на восстановление, составила порядка миллиона долларов. Работами руководил Виктор Зубков, который проводил работы по старым чертежам вокзала и фотографиям известного фотографа XIX—XX веков Максима Дмитриева. Кстати, купол здания, для того, чтобы он получился идентичным разрушенному, пришлось переделывать трижды. Авторы реконструкции вокзала были награждены бронзовым дипломом международного фестиваля «Зодчество-2005».

В настоящее время в здании располагается фирма «НоваКард», отреставрировавшая это здание. Вход на территорию всех желающих запрещён.
Вот, пожалуй, и всё то основное, что хотелось бы поведать о данном, уже бывшем вокзале города Нижнего Новгорода.